Интегрально информированный подход к психоделикам Кен-Уилбер
Интегрально информированный подход к психоделикам Кен-Уилбер
Ken Wilber, «An Integrally Informed Approach To Psychedelics»Kosmic Consciousness 4 — States Of Consciousness; Year: 2003
Тэмми Саймон: Считаешь ли ты, что бывают более хорошие и более плохие способы переживания изменённых состояний?
Кен Уилбер: Конечно, конечно. Когда ты опять-таки отступаешь чуть назад и получаешь общий интегральный обзор, есть несколько вещей, которые тебе бы хотелось учитывать. Состояния, помогающие сбалансировать сектора, помогают; если же вы входите в состояния сознания, которые ущемляют или низводят измерения «мы» или «оно», это плохо. Если вы входите в состояния сознания, которые индуцированы только лишь химическими соединениями, таким образом, что их вредное воздействие оказывает на вас своё влияние, — это плохо. Определённые состояния могут появляться и быть освобождающими и раскрепощающими, однако если вы [слишком ими увлекаетесь], они перестают быть таковыми; и в этом смысле вас это фактически ограничивает, потому что вы считаете, что у вас есть это состояние, которое является абсолютным Богом или что ещё, и это на самом деле весьма ограниченная точка зрения, и это может взыскать с вас позднее. И это не есть хорошо.
ТС: Итак, чтобы привести примеры того, о чём ты тут говоришь, первое, чего ты коснулся, это было ущемление сферы «мы» [КУ: Конечно…], что могло бы послужить примером вхождения в состояние сознание, при котором это случается?
КУ: Многие люди погружаются в медитацию, медитативные состояния и начинают пренебрегать всем, что принадлежит внешнему миру. Они могут пренебрегать деятельностью в мире, они могут пренебречь вопросами сохранения окружающей среды, они могут пренебречь своими семьями, своими супругами, своими сыновьями, своими дочерьми и т. д. И это печально известная ловушка на медитативном пути, ибо часть того, что ты делаешь — ты следуешь за этой нитью к высшей самости; и поэтому образуется мощный полюс, магнит, притяжение, тонкое и утончённое. Но до времени этого предельного освобождения, которое затем захватит все эти сферы, ты можешь придти к исключению всего этого крайне и весьма жёстким образом. И если это случается, то, попросту говоря, столько в твоей жизни разваливается на части, так что у тебя едва ли получается заниматься медитацией.
Так что, опять же, это в некотором роде немного более интегральный подход: сие не значит, что вы, опять-таки, обязаны в совершенстве овладеть всеми этими областями, это значит лишь, что вам следует следить за ними, не увлекаться излишне одной из них до такой степени, что это приводило бы к поражению или патологии других областей. Чаще всего, это отношения. И второе, вероятно, это реальная работа в мире, труд, например. Посему всё это следует учитывать. Это настоящая проблема…
И вы знаете, оборотная сторона этого… в некотором роде грубый вариант… пристрастие к наркотикам — это самый классический пример. Пристрастие к изменённым состояниям. И сами состояния, они как бы хороши сами по себе. Я имею в виду, что блаженный кайф героиновых наркоманов — это по-настоящему проба на вкус каких-то потенциально необычайных измерений, но совершаемая таким образом, который гарантирует катастрофу. Это не принятие всех секторов и всех измерений в расчёт, и посему это действительно приведёт к беде, что очень и очень быстро происходит.
Психоделики сами по себе, если использовать исключительно их в качестве духовного пути, — исходя из моего опыта, лучше всего преуспевают те люди, которые совмещают нерегулярные психоделические переживания — в качестве способа «открыть глаза» — с какой-нибудь духовной практикой, которая не зависит от этого. И люди, которые не… люди, которые используют только лишь психоделические вещества, склонны становиться почти что мертвецами в пространстве: они словно бы видели столь много кинофильмов о тонком измерении, что они в определённом смысле становятся им пресыщены.
Также отмечу, что окончательной реализации с помощью лишь психоделиков, насколько мне известно, не происходит; я никогда не видел никого, кто бы так достиг состояния окончательного освобождения, — ибо это попросту требует развития, а не просто лишь изменённых состояний. Стало быть, можно получить очень глубинные озарения, но они, как правило, переходны и временны. И люди будут продолжать возвращаться к применению психоактивного вещества, и рано или поздно токсические эффекты вещества перевешивают пользу от него. И многие мировоззрения, которые, как я заметил, они производят, представляют собой нейрологический шум, возникший из-за побочных токсических продуктов, — насколько я могу судить. Посему нужно быть осторожным в отношении этого. И я [не] стану им люб за то, что я только что сказал… Кхм-хе-хе.
ТС: Итак, есть ли какие-нибудь методы для вхождения в изменённые состояния помимо медитации, которые ты посчитал бы удовлетворяющими интегральным требованиям?
КУ: Так, позвольте сформулировать это следующим образом: любая техника может удовлетворить интегральным требованиям, если она оказывается частью интегральной программы. Включая и психоактивные вещества. Стало быть, дело не в том, что какая-то техника или состояние интегрально, дело в том, что всё, что угодно может стать частью интегрального набора, — следует лишь сделать их частью общего интегрального набора. И ни одна из техник сама по себе не интегральна: каждая специализируется в чём-либо. Итак, что тебе бы хотелось сделать, имея интегральную практику, так это то, что ты, к примеру, можешь сказать: я собираюсь принять этот определённый психоделик, и я сделаю это, потому что понимаю, что то, что происходит, есть временный опыт, [мне это понятно], но потом я сделаю его частью более интегральной практики, так что я могу использовать другие типы техник по изменению состояния сознания. Это может быть холотропное дыхание Стэна Грофа, это могут быть различные виды йоги, некоторые люди входят в изменённые состояния… многие люди входят в изменённые состояния сознания, занимаясь спортом, интенсивными упражнениями, пробежкой, — всё это корректные методы.
Но если у вас нет возможности использовать всё это, и сделать это частью продолжительной практики по саморазвитию, тогда эти состояния останутся лишь преходящими, временными состояниями. Что может быть замечательно, однако это на самом деле не повлияет на ваше общее развитие и получение этих состояний в качестве постоянных черт.
И опять же, всё это помогает расшатать вашу идентификацию с тем, чем, как вам кажется, вы являетесь. Ибо любая идентификация, которая у нас есть — то, что мы называем нашим «я» — есть в действительности нечто, что вы можете видеть и сознавать. Если вы на самом деле смотрите на себя прямо сейчас и говорите: вот, что я такое, вот, что я хочу, — всё это объекты. Это не то, что вы есть. Это всё объекты, которые вы можете видеть, — это не видящий. Всё, что вы можете увидеть в отношении себя, в действительности не является тем, что вы есть на самом деле. Это ошибочная тождественность, плохой случай ошибочной тождественности.
И всякий раз, когда вы испытываете изменение сознания, которое расшатывает эту узкую идентификацию, увеличивает вероятность, что вы обнаружите свою истинную идентичность, которая есть эта вечноприсутствующая Яковость, эта беспредельная открытость, в которой всё являет себя из мига в миг. Так что всякий раз, когда вы расшатываете свою тождественность с одной из теней на стене пещеры, вы увеличиваете вероятность, что обнаружите свет. Как раз на это столь хорошо и способны изменённые состояния — до тех пор, пока они остаются частью продолжающегося общего подхода ко всему этому.