Вольфган Штернек «Рэйв, Наркотики и Киберплемя»
В девяностых большое количество молодых людей нашли путь самовыражения в Рейв- и Техно — культуре. Первоначальными особенностями были отказ от традиционных музыкальных форм, другая культура, со своими идолами и звёздами как в поп-музыке, а также потребность в творческом развитии и самоопределении. Рейв — культура отразилась на множестве людей, которые всё чаще стали использовать экстатические и измененные состояния. Хорошая рейв-вечерина схожа с ритуалом вхождения в транс, который используют люди некоторых традиционных культур, во время которого они танцуют под монотонный ритм. Одно из важнейших рэйв-событий это Love Parade. На который каждый год в Берлин приезжают люди со всех континентов. Love Parade лучше всего демонстрирует развитие рейв-культуры от андеграундной сцены до массового молодёжного движения. В течение восьми лет число рейверов увеличилось с пятисот человек до нескольких миллионов. Первый Love Parade 1989 года не спонсировался финансовыми и политическими деятелями, а в настоящее время они используют его для создания прогрессивного образа своим компаниям и движениям. В 1992 начался процесс бурного роста движения, который является характерным для почти всех молодёжных движений объединенных музыкальными интересами, таких как Rock’n’Roll или Панк. После того, как раскрывается коммерческий потенциал нового культурного направления, начинается стадия интеграции с музыкальным бизнесом и большими компаниями по производству сигарет и одежды — появляется новая индустрия. Это развитие ведёт к вырождению господствующей культуры в значительной степени бессмысленный стиль, ориентируемый рынком. Идеалы культуры начинаю терять свою роль. Так, например, появление Techno-композиций в крупных чартах, "произведения" объединяющие элементы техно с поп-мелодиями и банальной лирикой. Но рядом все еще существуют различные андеграундные-направления, которые в некоторых случаях все еще имеют важную роль в изменении музыкальных шаблонов. Т.е. имеется большой спектр проектов. Некоторые ориентируют свою работу, прежде всего на цели коммерческого успеха, другие — заинтересованы в хорошей музыке и интенсивным выступлениями на вечеринах. Но имеется и группа людей, которые представляют явную контр-культурную точку зрения. Они считают свои вечерины как события, проходящие в социально свободном пространстве, по типу временной автономной территории, где всё основывается на коллективных, некоммерческих ценностях. Концепция Кибер-племени пришла как раз от таких жителей андеграундна. Она заключается в формировании сети маленьких, децентрализованых групп, для которых авторитарные ценности заменены коллективными. Как и современное общество Киберплемена обращаются к знаниям древних культур, переводя их на современность. Шаманские ритуалы занимают такую же роль, как и интернет-сёрфинг, использование психоделических веществ адекватно сопротивлению репрессивным политическим структурам. Согласно Концепции Киберплемени эти тенденции не конфликтуют между собой, и даже являются шагом к новой культуре. Использование наркотиков обычное дело для многих людей из техно/рэйв сцены, среди таких веществ — каннабис и различные синтетические наркотики в частности Экстази и ЛСД. Многие люди имеют сознательное, выработанное отношение к наркотикам, но некоторые, в особенности молодёжь, часто не владеют информацией относительно эффектов и рисков при их приёме. Открытое отношения к наркотикам в рейв культуре ни в коем случае не исключение. Люди различных времён использовали наркотики, чтобы войти в состояния расслабленности или стимуляции. В древних культурах они часто использовались как часть ритуалов, для изменения сознания. Причины для существующего широкого распространения использования наркотиков в техно-сцене, да и вообще в западных странах различны. Часто использование происходит из-за желания уйти от действительности, которое является последствием социополитической ситуации. Множество людей не видят никаких перспектив в своём существовании и испытывают межличностную неприветливость в рамках общественной системы, в которой нет идей важности индивидуальных качеств человека. Политика в отношении наркотических веществ основана по существу на требовании воздержания к веществам, которые определены как незаконные. Люди, которые отходят от этого правила, определяются государством как криминальные. Очевидно, что такая политика не ограничивает потребление наркотиков, и не контролирует увеличение лиц, принимающих наркотики. Противоречия в официальной политике относительно наркотиков становятся ясны, если обратить внимание на алкоголь и никотин. Оба этих вещества юридически законны, несмотря на их очевидные отрицательные последствия для здоровья и сильную зависимость. Новая измененная политика должна соответствовать фактическим условиям и реальным потребностям людей. Она должна включить возможность самоопределения в отношении использования наркотиков. Для сознательного отношения к наркотикам необходимо иметь доступ к информации о различных веществах и их эффектах. В этом контексте мнение общества должно формироваться различными, независимыми инициативными группами. В Германии имеются различные примеры культурных проектов типа Eve & Rave, Alice — The Drug, и психоактив-проектов Soluna и Moksha. В действительности эти группы работают как небольшие Киберплемена и организованны в "Sonics-Cybertribe-Network for Rhythm and Change" . Они распространяют информацию об использовании наркотиков, и довольно часто критически отражают события происходящие в рейв-культуре. Они не демонизируют и не идеализируют использование наркотических веществ. Они занимают такую точку зрения, благодаря которой каждый имеет возможность самостоятельно и обоснованно решить, употреблять ему наркотики или нет. Эти группы, в связи с ситуацией сложившейся c наркотиками в рейв-культуре, считают, что нужно критиковать условия созданные во многих клубах и на рейвах, которые, в особенности совместно с использованием наркотических препаратов, очень плохо влияют на здоровье. Например, часто нет достаточной вентиляции, или цены за воду очень завышены. Ещё один шаг по ограничению риска при употреблении наркотиков — легализация "теста на наркотики". Так, например можно будет проверять различные таблетки "экстази", и пользователи смогут остерегаться опасных веществ, с которыми часто смешивается MDMA. В дальнейшем эта же проблема может быть снята, легализацией. Меры, которые обязательно сопровождали бы такое решение, будут включать постоянную экспертизу веществ и проверку актуальности существующей информации о нём. Вместо запугивания людей наркотиками и их мистификации, было бы лучше минимизировать риск от их употребления, и создать в обществе более разумное к ним отношение. Это был бы шаг на длинном пути к обществу, которое основано не на ограничениях, а на автономии и самоопределении. Рейв-движение всегда интенсивно развивается, когда процесс внутреннего развития соприкоснулся с внешним миром, это нашло специфическое выражение в музыке (появления техно-попсы). Так будет продолжатся и дальше, при условии что опыт расширения сознания будет связан новым чувственным опытом сообщества. Но также очевидно, что процесс интеграции и коммерциализации неизбежно ведёт рейв-культуру в тупик и все более и более отнимает её реальный потенциал, или если говорить более символично: возможность достать до звезд. А ведь некоторые из них уже не сияют, даже если Вы можете видеть их свет.