26.09.2009 Автор: admin 0

Вольфганг Штернек «В поисках внутренней утопии.»

Вольфганг Штернек "В поисках внутренней утопии."
Подобно астронавту, путешествующему через необъятные просторы космоса, психонавт путешествует в глубины собственной души. И в этом почти непостижимом внутреннем пространстве есть как положительные, так и отрицательные стороны. В то время как обычные ежедневные впечатления могут быть точно описаны и структурированы, восприятие за границами обычных состояний сознания часто кажется довольно расплывчатым.

В то же время способы проникновения в эти области вовсе не являются такими уж простыми. Часто нужно пройти долгий маршрут с множеством тупиков и ответвлений, прежде чем удастся добраться до искомой цели. При этом следует осознавать, что конечная точка находится не в каком-то определённом месте физического мира, а в глубинах собственного Я. Проникновение во внутреннее пространство может быть осуществлено при помощи использования различных техник, таких как медитация, транс-танец, экстремальные физические опыты и экстатический секс, либо достаточного количества психоактивных веществ, подобных мескалину, псилоцибину и ЛСД.

Некоторые способы достигают своего полного потенциала только в ритуальном контексте; в остальных случаях не требуется никаких строго определенных техник — результат зависит исключительно от ментальных характеристик данного индивидуума. Недавние исследования данного вопроса выявили человеческую потребность в опьянении, экстазе с целью выхода за пределы обыденной жизни. Эта потребность часто подавляется, особенно в рамках христианской культуры. Однако мы должны учитывать не только конечную цель психоделических опытов, но также и высокий фактор риска для психики. Часто опыт изменённых состояний сознания не только не обогащает, но и, напротив, вызывает чувство незащищённости и опасности, так как стандартное мироощущение претерпевает коренные изменения. Кроме того, при условии наличия некоторых психических заболеваний или просто нестабильной психики, некоторые люди попросту не могут сами вернуться из определённых состояний сознания.

Экстраординарные опыты в крайних областях психики часто создают потребность в их полном осознании и принятии, а некоторых случаях также в их выражении и передаче заключенного в них содержания. Рассмотрение этого вопроса в контексте художественного выражения своих переживаний предоставляет нам возможность, которая часто используется. Передача изменённых состояний сознания в художественной форме не всегда легка для восприятия; как правило, это проявляется в абстрактной или закодированной форме художественного произведения, понимание которого нуждается в специальной расшифровке.

Во многих культурах существуют достаточно древние традиции репродуцирования трансцендентальных состояний сознания. Некоторые племена Амазонки, например, практикуют искусство, вдохновленное аяхуаской, где передача восприятия в измененных состояниях сознания и элементов другой реальности преподносится как истина, в отличие от ежедневной действительности. При этом полученный трансцендентальный опыт доносится до всего социума.

Учитывая социокультурные факторы, на Западе широко распространён индивидуальный подход. Многие художники занимаются индивидуальными исследованиями. Иногда их работы не находят отклика из-за их чрезмерной независимости, однако чаще из-за того, что они трудно поддаются классификации в рамках принятых категорий. В некоторых случаях, когда возникает необходимость в точном определении, индивидуальный стиль получает название непосредственно по имени художника, его представляющего. При более близком рассмотрении этого вопроса становится ясно, что существует довольно большое количество независимых форм художественного выражения, которые не укладываются в рамки принятых стандартов и концепций.

Если обратиться к истории, начало влияния изменённых состояний сознания на искусство может быть найдено в сюрреализме. Также появился термин Art Brut (непрофессиональное искусство), который относится к людям, обладающим способностями почти беспрепятственного доступа к подсознанию благодаря особенностям их психики. Отправная точка визионерского искусства – это репродукции мистических трансцендентальных переживаний, которые часто встречаются и в религиозном контексте. Также многочисленные произведения искусства созданы с помощью современных графических средств в среде т.н. культуры киберплемени под влиянием изменённых состояний сознания.

Ссылки на изменённые состояния сознания, достигнутые при помощи психоактивных веществ, встречаются даже в наскальных рисунках, относящихся ещё к каменному веку. Особенно сильный толчок психоделическое искусство получило в конце шестидесятых. Результатами явились как расширенное восприятие, прямой доступ к подсознанию и чувства счастья и единения, так и глубокие психологические травмы и психотические болезни. При этом, психоделические вещества по сути не дают человеку ничего нового, а лишь открывают двери к его уже существующим внутренним ресурсам. Криминализация многих психоактивных веществ сильно поспособствовала ухудшению общественного мнения о психоделиках, поэтому следующий виток развития психоделического искусства произошёл уже в 90-х в ходе становления и развития психоделик-транс культуры.

Никакой переход в изменённое состояние сознания не должен происходить в полном отрыве от реальности. Он всегда должен иметь прямую связь с окружающими условиями. Внутренняя свобода, необходимая индивиду, может раскрыться только на фоне социальной свободы. Психоактивные вещества находятся вне закона, особенно в тех странах, где экономический рост и стремление к обогащению доминируют над остальными социальными областями. Чрезмерная рациональность и стремление к постоянному самоконтролю закрывают доступ к реальному пониманию потенциала измененных состояний сознания. С этим также связаны многие подсознательные умственные проблемы и социокультурные конфликты.

Индивидуальная мотивация может сильно повлиять на переход в изменённое состояние сознания и значительно изменить трип. Объяснение этому лежит на уровне подсознания, в поиске особого места, внутренней утопии, которая не зависит от внешних факторов и позволяет снять эмоциональную блокировку. Самый важный первый шаг на этом пути даёт осознание того, что эту утопию, такую далёкую, как это могло показаться вначале, можно достигнуть с помощью индивидуальной практики и социальных изменений.

Мы можем достигнуть звезд, но только если мы действительно желаем этого…